Правила выбора судового трапа или как купить хорошую сходню.

Данная статья будет интересна агентам, судовладельцам, членам экипажа, суперинтендантам и всем, кто связан со снабжением судов.

Необходимость наличия трапа-сходни на судне очевидна для всех. Однако какой должен быть ”правильный” трап? Как выбрать нужное изделие, не переплатить при покупке, и, в то же время, приобрести надежную конструкцию, соответствующую требованиям международных стандартов и, при правильной эксплуатации, прослужит не один десяток лет.

Правильный трап

Первое и основное, на что нужно обратить внимание – по какому стандарту сделан трап? В настоящее время единственный легитимный документ – это ISO 7061:2015. В нем четко указаны алюминиевые сплавы, из которых допускается изготовление судового трапа, также описаны основные размеры и особенности конструкции. Там вы найдете четкую программу испытаний и предельные допустимые отклонения размеров и прогибь. Все детально описано для того, чтобы сделать доступ на судно безопасным и удобным для экипажа и пассажиров. Но не всякий трап, на табличке которого указаны стандарт ISO 7061:2015 ему соответствует. Давайте подробнее рассмотрим основные требования, которые можно определить визуально, без необходимости видеть результаты испытаний, сертификаты на материалы или свидетельство сварщика.

Размеры и конструкция сходни – согласно ISO 7061:2015:

Ширина прохода сходни остается неизменной для любой допустимой длины трапа – 600 мм.

Что касается длины – минимальная длина – 2 м.п., максимальная – 9 м.п. Для трапов длиной более 9 м.п. допускаются так называемые «приращения», т.е. отдельные конструкции, которые при стыковке с основным трапом дают необходимую длину. Такие «приращения» должны составлять в длину от 1 метра до достижения необходимой длины. Например, длину трапа в 18 м.п. можно составить из частей по 6 м.п., длину трапа в 12 метров –из двух частей по 6 м.п., трап длиной в 10 метров придется изготавливать либо из части в 9 м.п. и участка в 1 м, но разумнее было бы изготовить две части в 6 и 5 м.п. каждая.

Основные требуемые элементы конструкции трапа видно на рисунке 1. Если какой-либо элемент у готовой сходни отсутствует, то такое изделие не может считаться соответствующим стандарту. Мы бы советовали очень внимательно отнестись к этим элементам, чтобы исключить возможности претензий контролирующих органов при заходах в порты, особенно иностранные.

Трап ИСО

Рисунок 1 – Основные размеры и элементы трапа-сходни согласно ISO 7061:2015

Отдельного внимания заслуживает необходимость соблюдения высоты поручня (леера) и высоты реборды. Зачастую, на большинстве трапов, которые нам встречаются, реборда вообще отсутствует. Да, если опираться на старый советский ОСТ, в ее наличии не было необходимости. Однако, это очень важный элемент безопасности. Благодаря реборде исключается возможность соскальзывания ноги со сходни, что обезопасит экипаж и пассажиров от возможных травм. А, как известно, правила безопасности, пишутся на анализе несчастных случаев и трагедий.

Трап с ребордой

Поверхность настила должна быть нескользящей и иметь балясины из твердых пород дерева или алюминия.

Колеса выполнены из стали с поверхностью из резины или пластика, а ролики выполнены из алюминиевого сплава или стали.

Стойки поручней изготавливаются из алюминиевого сплава или стали, жесткий леер из алюминиевого сплава, допускается гибкий леер из сизаля или манилы, полипропилена, либо стальной канат с ПВХ покрытием. Все материалы должны иметь соответствующие сертификаты.

Если все размеры и требования по конструкции трапа соблюдены, очень важно потребовать от изготовителя результаты испытаний, которые должны удовлетворять требованиям стандарта.

А поскольку трап — это регистровое изделие, то оно обязательно должно иметь клеймо на табличке и сертификат классификационного общества.
Например, на нашем предприятии, каждое изделие принимается инспектором и получает номерной сертификат от классификационного общества (РСУ, Бюро Веритас и др).

Также советуем обратить внимание на прочность изделия. Есть ли у трапа набор, или это просто настил, который на скорую руку «прихватили» к алюминиевому профилю (см фото ).

Трап без швеллераТрап без швеллера

Тетива сходни, на которую кладется настил, должна быть выполнена из швеллера (см рис 1 позиция 1). Это обеспечит достаточную жесткость и прочность изделия.

Также следует внимательно осмотреть сварные швы. Они должны быть выполнены аккуратно, и не должны быть «зачищены» или «срезаны» при подготовке трапа под покраску, если она выполняется. На швах не допустимы поры, трещины. Все брызги и наплывы припоя должны быть убраны. (см. фото)

Брак - трещина шваПора шва

Советуем обратить внимание на то, что если у трапа из алюминия есть детали из стали (например леер, крепеж), то алюминий не должен соприкасаться со стальными деталями. Иначе гальваническая коррозия незамедлительно даст о себе знать. При контакте стальных оцинкованных деталей (шурупов и т.д.) с алюминием слой цинка вначале обеспечивает защиту алюминия, но после стирания цинка стальная поверхность становится открытой, что может привести к коррозии алюминия.

Ни в коем случае алюминий не должен соединяться с медью и ее сплавами, поскольку это приводит к быстрой коррозии алюминия (так называемой «катастрофической коррозии»). В связи с этим в алюминиевых конструкциях недопустимы всякого рода элементы и дополнения из меди.
В морских условиях сталь ускоряет коррозию алюминия. Поэтому при контакте стали и алюминия необходимо избегать их непосредственного контакта, например, путем оцинковки стали, покраски алюминия с одновременным использованием изолирующих прокладок из синтетических материалов.

Пожалуй, это основное, на что следует обратить внимание при заказе или покупке алюминиевого трапа-сходни. Если вы внимательно отнесетесь к выбору трапа, то получите качественное и безопасное изделие на долгие годы.

Нашим предприятием выпускаются алюминиевые трапы-сходни и трапы с эвольвентными ступенями длиной до 18 м.п. по ISO 7061:2015, а также забортные трапы, которые комплектуются электрическими лебедками и любые алюминиевые лестницы и сходни по вашим эскизам или пожеланиям.

Трап

Вся продукция имеет сертификат классификационного общества, по желанию заказчика может комплектоваться подтрапной сетью. Также мы можем доставить ваш заказ в любую точку Украины.

Добавить комментарий