Перспективы использования многокорпусных судов для пассажирских перевозок в Украине

Сегодня в Украине существует серьезная проблема с речными пассажирскими перевозками. Доставшийся в наследство от СССР пассажирский флот сейчас в весьма плачевном состоянии. Его остатки, еще не порезанные на металлолом, требуют значительных финансовых вложений, в ремонт и эксплуатацию. Всё потому, что судовое оборудование, а также корпусные конструкции, исчерпали свой ресурс. Они требуют капитальной реконструкции или замены на более экономически выгодные и современные модели.

Пассажирский катамаран на Дунае возле Девина, Братислава, Словакия.

Пассажирский катамаран на Дунае возле Девина, Братислава, Словакия. Источник https://en.wikipedia.org/wiki/Twin_City_Liner

Если сравнивать с 1991 годом, количество пассажиров, которые пользовались речным транспортом в Украине, сократилось на 98%. Понятно, что использование речных судов перестало быть массовым. В 1990 году обслуживалось до 18 млн. человек в год, а в нынешние времена пассажиропоток упал до нескольких сот тысяч.

В начале 1990-х годов флот речных пассажирских судов составлял 2500 единиц. Теперь же на плаву всего 150, а остальные суда сданы на металлолом.

г. Херсон, 5-ый затон. «Кладбище» речных трамваев.

г. Херсон, 5-ый затон. «Кладбище» речных трамваев. Фото Павел Святославский

Есть ли альтернатива? На наш взгляд, интерес для организации пассажирских перевозок представляют современные многокорпусные суда – катамараны.

Экономически выгодный для инвестиций транспорт, который соответствует всем требованиям безопасности современного мира, экологичности и комфорта.

К тому же, катамараны окупаются достаточно быстро. Также в плюс, что при их строительстве и эксплуатации создаются дополнительные рабочие места. Для швартовки катамарана на месте посадки-высадки пассажиров нужны минимальные условия безопасности, что не повлечет за собой существенные затраты на обновление речной инфраструктуры. Катамараны давно доказали свою эффективность во всем мире — их используют в качестве судов снабжения, лоцманских, специальных, а также пассажирских. «Визиткой» стали паромные пассажирские и туристические “трамвайчики” в Амстердаме, Берлине и других городах Европы. 60% флота — именно такую долю занимают в мире катамараны среди всех вариаций судов для пассажирских перевозок.

Речные трамвайчики в Амстердаме.

Речные трамвайчики в Амстердаме. Фото из https://incomartour.com.ua/countries/20/407

Катамараны стали популярными не только из-за нетрадиционной компоновки и внешней архитектуры. Их эксплуатация намного проще. По сравнению с однокорпусными судами, у двухкорпусников есть ряд преимуществ.

  1. Высокая надежность. Все основные системы катамаранов дублируются, что позволяет использовать судно даже при отказе одного из главных двигателей. Это актуально для пассажирских судов, как одно из условий безопасности перевозок.
  2. Уровень комфорта. Площадь палубы катамарана в 2,5-4 раза больше, что позволяет пассажирам комфортно разместиться в салоне и свободно передвигаться по судну.
  3. Безопасность обеспечивается большим запасом плавучести катамаранов.
  4. Хорошая остойчивость, которую дают два равноудаленных от диаметральной плоскости корпуса катамарана.
  5. Сниженная качка. У катамарана в 2–2,5 раза меньше амплитуда бортовой качки, тогда как “болтанка” однокорпусного судна при сильном ветре и волнах может представлять опасность для пассажиров, не говоря уже о морской болезни.
  6. Высокие маневренность и управляемость, которые объясняются дублированием систем и наличием двух двигателей.
  7. Меньшая осадка позволяет катамаранам заходить в бухты, которые недоступны монокорпусному судну, а также проходить песчаные отмели, отдавать якорь и швартоваться ближе к берегу.
  8. Удобный подъем и хранение судна на берегу. Штатные рымболты позволяют поднимать эти суда с помощью крана. Катамаранам не нужны специальные опоры или подставки. Кроме того, у такого судна меньше вес, чем у однокорпусного пассажирского судна с аналогичной пассажироёмкостью. Это важный фактор для крановых операций.
  9. Упрощенная швартовка объясняется габаритами катамарана. Ширина двухкорпусника всего 8 метров (при его длине в 16 метров), поэтому судно не нужно швартовать лагом к причалу и длина причальной линии, которая необходима для высадки и посадки пассажиров, составит те же 8 метров. Это снижает затраты на береговую инфраструктуру.
  10. Низкий бюджет на содержание обусловлен конструктивом судна, так как поплавки не требуют обслуживания — они необитаемы. Также нет необходимости в моторе большей мощности: за счет гидродинамики корпуса, катамаран выигрывает по ходкости в сравнении с однокорпусником. Малый расход топлива и резерв в главных двигателях позволяют экономить моторесурс.
  11. Дополнительную электроэнергию генерируют панели солнечных батарей, которые можно разместить на хардтопе со свободной площадью, которая значительно больше, чем у однокорпусных судов равной длины. Это позволит экономить топливо не задействуя дизель-генератор.
  12. Экипаж катамарана — это судоводитель и мартос, который выполняет швартовые и якорные операции. В сравнении с однокорпусником с аналогичной пассажировместимостью, катамаран прост в обслуживании, что позволяет снизить эксплуатационные расходы.

Вышеперечисленные плюсы катамаранов с лихвой компенсируют недостаток судов этого типа — относительно высокую стартовую цену.

Срок окупаемости строительства катамарана, при средней цене его постройки в 6 млн грн. и пассажировместимостью судна в 100 чел, не больше двух лет. Эти цифры актуальны при условии эксплуатации со средним потоком пассажиров. Это 165 тысяч человек за сезон (4 рейса в день, 5 пиковых месяцев — с мая по сентябрь). Средняя стоимость билета должна составлять 50 грн.

Пример: стоимость перевозки одного человека на речном трамвайчике времён СССР в 2020 году  30 грн. Эта цифра не учитывает дотации из бюджета на покрытие разницы между реальными эксплуатационными расходами и низкой стоимостью билета для обычного пассажира и для льготника. Вот только комфорт и доступность этих перевозок несравнимы с практичностью новых современных судов.

Конечно, в окупаемость не включены затраты на эксплуатацию судна и, в то же время, не учтена потенциальная возможность пассажиропотока, который непросто оценить сейчас, используя данные официальной статистики и не имея никакой информации о нелегальных перевозках.

Пассажирские перевозки в п. Херсон актуальны с 18 марта по 10 ноября. В среднем, на одном “трамвайчике” помещаются от 225 до 240 пассажиров. За 2018 год в городе Херсоне речным транспортом воспользовались примерно 165 тысяч человек, в том числе и около 145 тысяч льготников. Эти данные взяты из отчетов КП «Херсонтрансервис» и официальной статистики городского совета, в которых не были учтены клиенты частных перевозчиков и речных такси.

Отметим, что статистика о количестве пассажиров за сезон взята из официальных отчетов предприятия КП «Херсонтрансервис», которое занимается пассажирскими речными перевозками в городе, эксплуатируя советские суда. В феврале 2020 года КП «Херсонтрансервис» просил увеличить дотации из бюджета для организации речных перевозок до 2.500.000 гривен. Стоимость билета при этом варьировалась от 30 до 50 грн.

Фото частного перевозчика по реке.

Фото частного перевозчика по реке. Источник: https://visti.ks.ua/novosti/novosti-hersona/35213-rechnaya-navigaciya-v-hersone-predprinimateli-nedovolny-vlastyu.html

Фото херсонского речного транспорта.

Фото херсонского речного транспорта. Источник: https://newscity.in.ua/2018/10/19/budut-li-v-hersone-lgotnye-rechnye-perevozki-dlya-dachnikov

При этом, поиск решения задачи пассажирских перевозок по воде, ведущий к пересмотру всей транспортной системы, затруднён из-за ограничений и сложности прогнозирования пассажиропотока, который частично не сформирован из-за отсутствия предложения и существования нелегальных перевозок.

При неразвитости системы кредитования малого бизнеса, предпочтение часто отдается небольшим судам, требующим относительно невысоких начальных инвестиций. Существует ещё имиджевый фактор – современные, красивые и удобные суда привлекательны для туристов. Они являются своеобразной демонстрацией развития инфраструктуры города и страны, в отличие от мелких полулегальных перевозчиков, которые используют моторные лодки на 4-5 человек и переоборудованные спасательные боты, зачастую игнорируя элементарные правила безопасности.

Общая концепция судна

При разработке проектов пассажирских судов на основе катамаранов выделяют ряд общих требований:

— внешний вид должен органично вписываться в городскую среду и быть привлекательным для горожан и гостей города;

— архитектура и размеры судна должны отвечать принципам эргономики и обеспечивать комфорт;

— основные элементы безопасности обязаны отвечать международным и местным правилам;

— существование возможности высадки пассажиров на причал с борта и через нос, а также опционально – на необорудованный берег;

— инклюзивность и приспособленность судна к требованиям людей пожилого возраста и людей с инвалидностью;

— наличие низкого вертикального габарита для прохода под мостами;

— наличие вариативности на базе одного и того же корпуса — силовых установок и скоростей движения в зависимости от задач перевозчика;

— простота в обслуживании и высокая технологичность в производстве.

В идеале, это один универсальный проект, который можно модифицировать для разнообразных условий эксплуатации. Это минимизирует расходы на проектирование, сертификацию и технологическую оснастку, которые существенны для судна небольших размеров.

Что же касается потенциала развития речного пассажирского флота Украины — он огромен. При должном обеспечении комфорта, доступной цене проезда и безопасности для пассажиров, привлекательность речных перевозок будет только расти, что в будущем даст новые рабочие места не только судостроителям и судоводителям, но и позволит развивать туристический потенциал Херсонщины и Украины в целом. Это позволит привлечь иностранные инвестиции в развитие туристической инфраструктуры региона.

Учитывая статистику и особенности городской инфраструктуры, необходимо делать акцент на сезонные перевозки дачников и отдыхающих на небольшие расстояния, что также позволит частично снять нагрузку с автомобильного транспорта в пиковый сезон. Необходимо учитывать, что себестоимость перевозки пассажиров резко возрастает при увеличении скорости судна. Если при низком скоростном пороге (20-30 км/ч) стоимость перевозки одного пассажира относительно невысока, то при скорости 50-60 км/ч стоимость пропорционально увеличивается.

Поэтому мы рекомендуем именно низкоскоростные суда для перевозки пассажиров на небольшие расстояния, которые станут частью городской транспортной инфраструктуры в Херсоне, Одессе, Николаеве, Запорожье, Днепре, Киеве и других городах. Замена устаревших речных трамвайчиков на современные экономичные и комфортные катамараны позволит возродить речные и морские пассажирские перевозки, а также сделает пассажирский речной транспорт неотъемлемой частью городской жизни и активного отдыха.

Инженеры ООО “Херсонское судостроительное предприятие” разработали концепцию пассажирского катамарана для речных и морских перевозок на короткие расстояния с пассажировместимостью 46 и 100 человек. Так как разработка проекта должна вестись под нужды конкретных условий эксплуатации и учитывать такие факторы, как пассажиропоток, береговую инфраструктуру, особенности навигации и эксплуатации в конкретных условиях, а также пожелания заказчика, мы готовы оформить необходимую проектную документацию, включающую в себя все вышеперечисленные факторы.

Общее расположение пассажирского катамарана на 100 посадочных мест

Общее расположение пассажирского катамарана на 100 посадочных мест

Сформированная концепция на этапе планирования позволяет рассчитать стоимость проектирования и постройки, оценить экстерьер и интерьер судна, спланировать этапы постройки и ввода в эксплуатацию, разработать техническое задание для проведения тендера и пр. ООО “ХСП” обеспечит качественное проектирование, постройку и техническое обслуживание (плановый и капитальный ремонт), а также готовы оказать консультационную поддержку на этапе подготовки тендерной документации. Имея достаточный опыт постройки катамаранов, наше предприятие готово быть надежным партнером при постройке новых и комфортных пассажирских судов.

Добавить комментарий