Корабелы в путь счастливый провожали «Бульбаш»

Впервые за многие последние годы на херсонском судостроительном-судоремонтном заводе им. Коминтерна спущено на воду новое судно. Буксир, которому отведена роль кантовать в порту неповоротливые большегрузные суда, коминтерновцы постоили вместе с ООО «Херсонское судостроительное предприятие», которое арендует здесь производственные площади.

Бульбаш

«Вира» — раздается команда с высоты башенной кабины, и все присутствующие задерживают дыхание, выдержит ли? — «Выдержит» уверяют те, кто более компетентен в судостроительной профессии. Ведь плавучий кран «Бригадир Ковиза» рассчитан на 150 тонн груза, а новый буксир «тянет» на 115. Такой кран в Херсоне единственный, и для сегодняшнего знаменательного события его «одолжили» у морского порта. Поэтому занесенная над буксиром большая металлическая рамка-траверза, которую, кстати, на предприятии разработали, построили и испытали самостоятельно, на специальных мягких «полотенцах», чтобы не повредить внешний вид свежеокрашенных бортов, поднимает судно над землей. Рабочие быстро отодвигают тумбы, на которых возводился буксир, и маляры умело начинают зачищать и наносить краску на места, которые до сих пор оставались недоступными.

На восходящих позициях к торжественному моменту готовится крестная мать судна. «Очень волнуюсь, — говорит Яна Авдеева, — ведь от меня сейчас зависит, как сложится дальнейшая судьба буксира, а может и всего предприятия». Но волнуется не только женщина. Моряки — народ очень суеверный: надо, чтобы традиционная бутылка шампанского непременно разбилась с первого раза!

«Бросок», как сказал бы спортивный комментатор, и под аплодисменты присутствующих борт судна покрывается брызгами шумного напитка, а на синей ленте с бантом зависает только верхняя часть бутылки с пробкой. Теперь пробка, как реликвия, будет всегда храниться судне. А рядом — фото крестной матери.

— Впрочем, — говорит Яна, — крестных матерей в буксира будет две: жена директора ООО «ХСП» в ожидании родов, и будущая девочка (родители уже дали имя — Мария).

Держа буксир на своих крепких тросах, «Бригадир Ковиза» медленно разворачивает его, заносит над водой и опускает. Действительно, трогательный и волнующий момент. Некоторые из ветеранов, которых пригласили на торжества, смахивают даже слезу, вспомнив, видимо, те времена, когда спуск судна был пусть не обычным, но вполне ожидаемым и закономерным событием. На столь знаменательное мгновение отдельные судостроители пришли даже семьями.

Почему «Бульбаш»? Наверное, потому, что у судна будет белорусский хозяин, — объясняет журналистам директор «ХСП» Николай Авдеев. Все это время он находился в кабине, рядом с крановщиком. — Есть ли волнение? Конечно, ведь наше предприятие еще молодое, мы ремонтируем теплоходы, яхты, а буксир-кантовщик — наше первое новое судно, и от этого зависят и рейтинг, и имидж предприятия. Спасибо руководству и коллективу завода, с которым совместно выполнили такой ответственный заказ.

— Партнеры изготовили корпус, а коминтерновцам выпало заниматься полностью винторулевым комплексом, внутренними коммуникациями, — рассказывает главный инженер завода Василий Прудивус. — Наши специалисты полностью монтировали все трубопроводные системы. Конечно, к строительству новых судов другие требования, чем к тем, что ремонтируются. И здесь стоит отметить, что и уровень подготовки специалистов требуется значительно выше. И в производстве таких людей не так уж много. Главное: на растерять их, а наоборот, сплотить вокруг опытных молодежь, чтобы училась: ведь все равно все идет того, что судостроение набирать темпы.

Трудно не согласиться с опытным корабелом. Другое дело, что Украина, которая в основном строит флот для иностранного заказчика, еще приходится ходить в «Золушках», выполняя пока черновую работу — возведение пустых корпусов. Европа не хочет пачкать свою окружающую среду, оставляя за собой отделочные работы.

Но сегодня маленький буксир «Бульбаш», что понесет на себе имя, которое, видимо, будет восприниматься несколько шутливо — так белорусы называют себя от слова клубень, то есть, картофель, которую во времена Столыпинской реформы было решено выращивать на землях Белой Руси, понесет и тепло рук и сердец херсонских корабелов. Пусть помнят об этом наши братья-славяне и, возможно, наполнив бокалы национальной водкой «Бульбашъ на бярозавых пупишках», свой первый тост на борту экипаж буксира поднимет за сотрудничество и возрождение полнокомплектного украинского судостроения.

Алла Брусилова

Добавить комментарий