Как выбрать гребной винт?

Если вы относитесь к тем счастливчикам, кто может себе позволить собственную яхту или лодку, или же вам крупно повезло и вы владелец рыболовного судна, или морские и речные перевозки – это ваш бизнес, то рано или поздно, вы столкнетесь с вопросом замены гребного винта, ремонта или модернизации с целью снижения расхода топлива. Давайте подробнее рассмотрим такой вид движителя как гребной винт. Как выбрать нужный тип, из какого материала, стоит ли делать гребной винт на заказ, ремонтировать имеющийся или лучше купить готовый винт для катера или яхты? На эти и подобные вопросы мы ответим вам в данной статье.

Материал для изготовления гребного винта.Чему отдать предпочтение?

В настоящее время выбор материалов для гребных винтов чрезвычайно велик. Активно используются как цветные металлы, сталь, нержавеющая сталь, алюминий, так и полимеры.

Полимеры, при всей их относительной дешевизне и простоте изготовления вплоть для распечатки на 3Д принтере – хрупкие и неремонтопригодные. Могут быть использованы как подменные в случае потери или поломки основного винта.

Винты из алюминиевых сплавов, как правило, применяются на подвесных моторах. Такие винты легко обрабатываются, однако имеют невысокую прочность, что ограничивает их применение лишь с двигателями небольшой мощности.

Винты из латуни – хорошо сопротивляются коррозии, но при деформации или повреждениях крайне сложно поддаются ремонту. Для их ремонта почти невозможно подобрать припой, особенно это касается импортных винтов, состав сплава которых держится в секрете производителем. Выполнение процедуры химического анализа раскроет вам состав сплава, но, скорее всего, найти похожий припой будет невозможно или очень проблематично.

Латунный гребной винт после ремонта и полировки

Латунный гребной винт после ремонта и полировки

Винты из нержавеющей стали – хорошо сопротивляются коррозии, ремонтопригодны, однако большим их минусом является высокая цена из-за сложности литья и обработки.

Четырехлопастной гребной винт из нержавеющей стали

Четырехлопастной гребной винт из нержавеющей стали

Стальные винты из сплавов ст25Л, ст20 – дешевые, легко ремонтируются, легко модернизируются, в пресной воде почти не изнашиваются, не изнашивают корпус стального судна (скорее сами являются протектором), в морской воде требуют периодического ухода.

Сколько лопастей должен иметь гребной винт?

Самые популярные виды гребных винтов имеют количество лопастей от одной до четырех.

После изготовления каждый винт нуждается в балансировке. Двухлопастные и однолопастные в гаражных и цеховых условиях современной Украины не балансируются, поскольку оборудование для их балансировки очень дорогостоящее. Позволить себе его могут только предприятия, серийно выпускающие подобные винты. Однако нам поступали заказы на изготовление двухлопастных винтов для деревянной классической яхты и партии винтов для размешивания раствора при изготовлении керамической сантехники для предприятия «Будфарфор» (г. Славута).

Изготовление съемных лопастей двухлопастного гребного винта по образцу из нержавеющей стали

Изготовление съемных лопастей двухлопастного гребного винта по образцу из нержавеющей стали

Трехлопастные винты балансируются значительно легче, однако все же это не простая процедура, которая требует специального оборудования, и такие винты очень легко разбалансируются при малейшем повреждении.

Четырехлопастные винты прекрасно сбалансированы как гидродинамически, так и динамически. Их статической балансировки после изготовления или ремонта, как правило, достаточно для правильной работы.

Гребной винт после балансировки и нанесения защитного покрытия готов к отправке заказчику

Гребной винт после балансировки и нанесения защитного покрытия готов к отправке заказчику

Методы изготовления гребных винтов и их стоимость

Самый распространенный способ изготовления винтов — это литье. Однако, в настоящее время этот способ в Украине практически не доступен. Все литейные производства на судостроительных и судоремонтных заводах закрыты, оборудование сдано в лом, специалистов практически нет. При существующем спросе на гребные винты возможно только кустарное небольшое производство как одно из вспомогательных направлений при судостроении и судоремонте. Для сравнения, в Турции практикуют литье гребных винтов в землю. Даже компании , выпускающие продукцию в небольших объемах имеют свои балансировочные станки. В Украине пока даже таких примитивных производств, доступных для клиента не существует. Сотрудники нашей компании получили опыт отливки латунного винт в землю с работниками предприятия, специализирующегося на литье из вторсырья чугунных изделий. Однако результат такого эксперимента оказался ниже всяких ожиданий.  Простыми словами –  брак. Литейные производства для отливки деталей из цветных металлов существуют в крупных городах Украины, однако для отливки под давлением вам потребуется изготовить мастер-модель, что превышает стоимость отливки винта и ставит под вопрос экономическую целесообразность изготовления единичного экземпляра.

Сварные гребные винты – распространены шире, так как технология их изготовления значительно проще и, соответственно, дешевле. Например, в Санкт-Петербурге собирают гребные винты из стальных пластин. Всасывающая и нагнетающая поверхности создаются путем выдавливания или холодной и горячей правки. После подгонки кромки винта свариваются. Окончательная сборка лопастей на ступицу происходит на шаговой горке.

Итак, на основе вышесказанного, мы можем сделать некоторые выводы: если вы хотите купить долговечный гребной винт и не планируете его повредить в ближайшем плавании вам подойдет винт из латуни. Если вы планируете плавание в сложных навигационных условиях, например при большом количестве колотого льда, на мелях, мы рекомендуем  обратить внимание на модели из нержавеющей  стали. И, наконец, если вам нужен дешевый практичный движитель – выбирайте стальной четырехлопастной гребной винт. Это то, что вам нужно.

ООО «Херсонское судостроительное предприятие» предприятие предлагает сварной вариант изготовления гребных винтов. Лопасти наших винтов собираются на шаговой горке из небольшого количества деталей, после чего выполняется наплавка не более 40% от объема. Затем руками наших фрезеровщиков происходит чудо рождения удивительных форм.

Полировка гребного винта

Полировка гребного винта

В большинстве случаев, мы изготавливаем гребные винты так называемой серии Трооста. Также мы можем предложить изготовление современных моделей.

Проверка геометрии гребного винта для винто-рулевой колонки SCHOTTEL после сборки и полировки лопастей

Проверка геометрии гребного винта для винто-рулевой колонки SCHOTTEL после сборки и полировки лопастей

Наши сотрудники постоянно совершенствуют свои знания. Мы тесно сотрудничаем с Национальным Университетом Кораблестроения им. адм. Макарова, а именно с кафедрой гидродинамики, что позволяет нам выполнить расчет ходкости и подобрать нужный гребной винт, рассчитать его характеристики, избежать кавитации и правильно нагрузить двигатель, оптимально используя его мощность, что, в свою очередь, позволит минимизировать расход топлива. Таким образом, мы гарантируем эксплуатационные качества гребных винтов, которые можно оценить на мерной миле. В случае необходимости мы доработаем лопасти, чтобы снизить или увеличить нагрузку на ваш дизель.

Конечно, в данной статье отражены далеко не все сведения о гребных винтах. Еще масса вопросов, таких как влияние шага гребного винта на его характеристики, использование винтов регулируемого шага, винтов со съемными лопастями и т.д. Эти и множество других вопросов мы продолжим рассматривать в серии статей о гребных винтах.

Авдеев Николай – руководитель производства

Добавить комментарий